- - -

Задруга №1

Содержание номера:

Житие свщмч. Фаддея, архиепископа Тверского

Паломничать или «поламываться» ?

Из лета в лето

Про них

РШ-архив

Дети говорят

Домовая церковь Русской школы носит имя свящмч. Фаддея, архиепископа Тверского. Настоятель школьного храма -о. Валерий Крутиков. Здесь он раз в неделю совершает Литургию, на клиросе поют учащиеся одного из классов школы. А каждый понедельник о.Валерий служит молебен свщмч. Фаддею.
Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Нижегородской губернии в семье священника Василия и жены его Лидии. Семья была большая: у Ивана было семь братьев и две сестры.

Дед Ивана был священником, и домашние почитали его как сугубого молитвенника, человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое и снисходительное сердце. Из всех внуков дедушка больше других любил Ивана, которого называл архиереем.
Когда Иван подрос, он вместе с братом - Александром поступил учиться в Духовную семинарию в Нижнем Новгороде, а затем в Московскую Духовную академию.
Иван Васильевич учился в то время, когда ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), с которым он сблизился и впоследствии подружился.
Учась в академии, Иван Васильевич вел ежедневный дневник. Благодаря дневнику через несколько лет стало возможным сравнить проведенный день с тем, как он был проведен год назад или больше.
 
Иван Васильевич вел строгую жизнь, ограничивал себя во всем, уклонялся от шумного общения. В то время в глубине души он уже принял решение - не жениться, держаться монашеского образа жизни.
Однажды Иван Васильевич зашел к отцу ректору поговорить о монашестве.
- Конечно, Вы будете монахом, у Вас настроение такое, - ответил о.Антоний.
В конце концов, Иван Васильевич решил приготовлять себя к отрешению от всего и молить Господа, чтобы Тот показал ему путь, которым подобало бы идти, не ослабевая.
Епископ Фаддей всегда любил школьное дело и с самого детства мечтал о педагогической деятельности, связанной с пастырством. Став пастырем, он прежде всего был пастырем-педагогом.
С принятием монашеского пострига, священного сана и назначения преподавателем семинарии иеромонах Фаддей все более усугублял подвиги, и в особенности поста.
Сбылась мечта владыки Фаддея - стать учителем, теперь он был учителем -архипастырем и много времени и сил уделял молодежи, детям. Владыка очень любил детей, он с особым вниманием и заботой относился к своим воспитанникам.
6 июня 1909 года состоялась выдача аттестатов выпускницам женского училища. Владыка на свои средства подарил всем двадцать пяти выпускницам серебряные медальоны с изображением святой Анастасии на серебряных цепочках.
Воспитанниками владыки Фаддея были не только дети, ко и учителя. Продолжительное время владыка вел педагогические курсы. Даже спустя годы учителя с любовью и благодарностью вспоминали наставления владыки Фаддея.
Став епископом, владыка объезжал все приходы своей обширной епархий - посещал каждый приход, предпринимал путешествия в самые глухие места.

Во время гонений на церковь владыка Фаддей не раз находился под арестом. Даже находясь в тюрьме, он не упускал возможности помочь ближним.
Передачи, которые приносили владыке любящие его люди, он целиком отдавал старосте камеры, и тот делил на всех. Но однажды, когда "поступила обычная передача, - вспоминал митрополит Кирилл, - владыка отделил от нее небольшую часть и положил под подушку, а остальное передал старосте. Я увидел это и осторожно намекнул владыке, что, дескать, он сделал для себя запас.
- Нет, нет, не для себя. Сегодня придет к нам наш собрат, его нужно покормить, а возьмут ли его сегодня на довольствие? ...
Вечером привели в камеру епископа Афанасия (Сахарова), и владыка Фаддей дал ему поесть из запаса. Я был ошеломлен предсказанием и рассказал о нем новичку".
Не только продукты раздавал владыка в тюрьме, но и все, что получал из одежды или из постельных принадлежностей. Епископу Афанасию владыка отдал подушку, а сам спал, положив под голову руку. Одному из заключенных архиепископ отдал свои сапоги и остался в шерстяных носках.
Где бы архиепископ ни жил, он не имел ничего своего. Давали ему чай или обед - он пил и ел, если не давали - не спрашивал. Он всегда считал себя гостем и зависимым от того, кто ему прислуживал и помогал.
С ноября 1928 года архиепископ Фаддей жил в Твери. Архиепископ Фаддей поселился на тихой улочке, в доме с крошечным садом, огороженным высоким деревянным забором. В саду вдоль забора пролегала тропинка, по которой владыка подолгу ходил и молился. После молитвы он благословлял на все стороны город и уходил в дом.
Рассказывают, что архиепископ носил вериги, и келейнице не раз приходилось смазывать раны от них.
Всех приходящих к нему ом принимал с любовью, никому не отказывая. Многие, видя праведную жизнь архиепископа и веря в силу его молитвенного предстательства перед Богом, шли к нему за благословением, прежде чем что-либо предпринять.
По свидетельству многих прихожан, архиепископ Фаддей обладал даром прозорливости и исцеления.
Александр Куликов, когда ему было три года, упал и сильно расшибся. В боку образовалась опухоль. Его мать обратилась к хирургу, и тот предложил сделать операцию, хотя сам сомневался в положительном ее исходе. Сильно скорбя, мать понесла мальчика в храм к литургии. Служил архиепископ Фаддей. Со слезами мать подносила мальчика ко святой чаше. Владыка спросил, о чем она плачет. Выслушав, он сказал, что операцию делать не нужно, а нужно помазать больное место святым маслом. Она так и сделала, и мальчик вскоре поправился.
В Твери народ искренне и глубоко любил архипастыря. Еще издали, завидев владыку, люди останавливались и кланялись ему. Он тогда просил возчика остановиться, чтобы всех благословить.
1936 год. Власти отбирали у православных храмы, священникам запрещали совершать богослужения. Но владыка продолжал служить в последнем незакрытом храме за Волгой.
Летом 1937 года начались массовые аресты; было арестовано почти все духовенство в Твери и области, арестовали и владыку Фаддея.
На допросах в тюрьме архиепископ Фаддей держался мужественно.
Владыку поместили в одну камеру с уголовниками, он с кротостью и смирением переносил все их издевательства. Лежа под нарами и непрестанно молясь, владыка Фаддей в последние свои дни на земле смиренно нес свой крест. И Матерь Божия вступилась Сама за него. Однажды ночью Она явилась главарю уголовников и грозно сказала:
- Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете.
Наутро он пересказал сон товарищам, и они бросились под нары глянуть - жив ли еще святой старец. Из-под нар их осиял ослепительный свет. Вытащив архиепископа, они все просили у него прощения. С того дня все насмешки над ним прекратились.
Через десять дней после ареста архиепископа приговорили к расстрелу. Высокопреосвященный Фаддей был казнен около часа ночи 31 декабря 1937 года.
26 октября 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные останки великого русского святителя, архипастыря-мученика, архиепископа Тверского Фаддея. Ныне они находятся в Вознесенском соборе города Твери.
Частичка мощей святого хранится и в домовом храме сщмч. Фаддея в Русской школе.

 


Священномучениче Фадее, моли Бога о нас!

 

Традиции

Совершение паломнических
поездок - одна из многих
традиций Русской школы.

Из архива
(3 класс, выпуск 2002 г.)

Паломничать или «поламываться» ?

Слово «паломник» произошло от слова «palmarius», то есть «пальмовник» - человек, несущий пальмовую ветвь. Дело в том, что с первых веков христианства существует благочестивая традиция возвращаться из путешествия по святым местам с пальмовой ветвью. Это вечно зеленеющее высокое и прямое дерево служит эмблемою праведника: праведник цветет, как пальма (Пс.91).
16 декабря 2000 года мы всем классом поехали в г.Конаково в гости, на юбилей хоровой школы, а по пути решили заехать в деревню Свердлово, к чудотворной иконе
Сначала мы с Ольгой Николаевной приехали к Вознесенскому храму, там уже собрались наши ребята и учителя. От Вознесенского храма мы и отправились в путь; ехали на микроавтобсе и загадывали друг другу загадки. Вдруг у Алеши появилось плохое предчувствие, и потом оно оправдалось! У нас заглохла машина. Мы прочитали молитву, и мотор завелся.

Шаляпин Саша

Мы застревали два раза, но все-таки доехали до деревни Свердлово! Там есть Крестовоздвиженский храм, красоты неописуемой, а в нем чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница»!
Мы все приложились к иконе, а потом поехали дальше. Наш автобус ломался еще два раза: когда мы сели в автобус и когда спрашивали, как проехать к новой части города. Но вот мы наконец-то приехали!
Концерт был великолепным, мы заслушались чудесным пением, и казалось, будто от начала до конца прошло всего минут пять, хотя нам потом сказали, что концерт шел больше часа.
Когда после концерта мы хотели сесть в автобус, оказалось, что он окончательно сломался. Мы сели и стали грустить. Но потом мы
поняли, что это приключение, развеселились и стали бегать. Вскоре нас накормили бананами пирожками и виноградом; да так, что мы смотреть на все это не могли.
Потом мы все-таки уехали вместе с тверскими журналистам на их автобусе, а в Твери нас уже встречали наши дорогие мамочки!
Когда мы сели на маршрутный автобус (уже в городе) он тоже сломался, мы подумали: «Сколько можно поламываться?!» и пошли пешком.
Только вышли, и автобус моментально завелся!

Прокудина Кристина

Савватьево

5 октября наш класс ездил в деревню Савватьево. До революции там был монастырь, основанный св.Савватием Оршинским, предположительно иноком из Синайского монастыря. Под Тверь он пришел в свите митрополита Кирилла, который часто бывал здесь. Преподобный, остался жить в пещерке, расположенной в густом лесу на берегу реки О р ш и . Приходивших к нему за советом святой провожал 6 верст.
Сейчас монастырь восстанавливается- Почти закончена Успенская Церковь. На месте разрушенной пещерки, взорванного собора и часовни, стоявшей на месте, до которого святой провожал своих гостей, стоят поклонные кресты. Рядом с местом, где была пещерка преподобного, есть прудик и колодец святого. В колодце вода золотисто-желтого цвета. Природа в Савватьево очень красивая, и мне там очень понравилось!

Казанцев Федор 4 класс

Проведение летних лагерей — «доисторическая» традиция Русской школы.
Сначала был лагерь, а потом уж все остальное...


Из лета в лето

 

...Летом 1998 года с некоторыми детьми Русской школы, а также их родителями, случилась не совсем обычная история.
Однажды июльским утром эти люди собрали рюкзаки и уехали из города.
А утром проснулись не от привычного грохота трамваев и прочего городского шума, а от птичьих песен и радостных детских голосов; выбрались из палаток, а вокруг - высокие деревья, неизведанные тропы, паутинки, серебряные от росы, ромашковое поле, за которым -таинственный лес, овраг с травами -зонтиками, выше человеческого роста. Одним словом - Средиземье.
Так назывался детский палаточный лагерь, который совместными усилиями проводили Русская и воскресная школы. Это целая неделя жизни в живописных окрестностях небезызвестного села Берново.
Через два дня после приезда размокропогодилось: накрапывали дождики, шли дожди, иногда проливные, но и жизнь шла своим чередом («что нам снег, что нам зной, что нам дождик проливной...»): гуляли, играли, плели всякие украшения из ниток и бусинок, венки из цветов, учились ориентироваться в лесу, узнавать растения, стрелять из лука, по вечерам пели песни, рассказывали разные истории, а потом дождик всех убаюкивал. Через пять дней сезон дождей закончился и последние дни все грелись на солнышке.
Для тех, кто был в «Средиземье», этот лагерь остался самым любимым. Так, Маша К. до сих пор (ей уже 12 лет, а тогда было 6) вспоминает, как злобная Кикимора хотела украсть кого-то из детей, и как интересно было ее бояться.
Так «по дороге летним днем шли однажды под дождем...» из лета в лето, но это уже другие истории.


ЛЕТО КРАСНОЕ

Старицкий район, село Красное, двухэтажный деревянный дом на берегу реки - наше временное пристанище. Дом уютный и весьма подходящий для жизни большой шумной семьи, а значит, и для нас.
Обустроившись в доме, мы приступили к исследованию ближайших окрестностей. На другом берегу реки обнаружили церковь весьма необычной архитектуры, с башенками, напоминающую замок, вокруг - огромные деревья, с воронами , правда, а не с воронами.
Там мы часто бегали и играли.
Позже мы узнали, что у этого храма есть близнец в Санкт-Петербурге, что речка называется Холохольня, что неподалеку есть скотный двор, а если отправиться в дальнюю прогулку, то можно дойти до святого источника.
Последний факт не давал нам спать спокойно, и однажды мы отправились в дальний путь. Следует отметить, что никто не подозревал, что эта дорога окажется столь дальней.
Вместо обещанных местными жителями 3 километров мы прошли не меньше 6 км.
В конце пути к нам присоединился дождик, но на поле перед источником он отстал, а в небе над нами появилась радуга. Это всех приободрило и прибавило сил, чтобы пройти последние метры до источника.
Над источником был сделан деревянный сруб. Мы прошли по мостику через ручей внутрь часовенки, попили воды, а Маша, набирая воду в бидон,
упустила крышку. Крышка лежала на дне, казалось, что она очень близко, но достать ее не представлялось возможным
Борис решил помочь Машиной беде и окунуться в источник. Но сделать это было очень трудно, так как не было совершенно никакой лесенки, поэтому надо было что-то придумать. План проведения операции разработали за несколько минут и мгновенно привели в исполнение. Борис разделся, Павел Сергеевич взял его за ноги, Боря набрал воздуха и приготовился к погружению, все замерли и...
Павел Сергеевич опустил Бориса в источник вниз головой!!!
В результате операции крышка была
спасена, Маша утешена, все присутствующие обрадованы успешным осуществлением плана, а Борис...
С Борисом произошло нечто. Что это за нечто - до сих пор никто не знает, но весь обратный путь до дома Борис проделал почти бегом, распевая на ходу песнопения на непонятном языке, но явно радостные. Нам ничего не оставалось, как бежать за ним и удивляться происходящему. И пока мы бежали и удивлялись, никто не заметил, как мы снова оказались на берегу Холохольни, около нашего дома, где нас уже заждались мамы и вкусный обед.
Тени этих путешествий целый год витали над школой, и в 2000 - 2001 г.г. на каникулы в Красное продолжали ездить любители пожить в деревенском доме, походить пешком, поездить в телеге, запряженной лошадьми, посидеть вечером у костра на речном берегу.
В это время в Красном жил о. Димитрий с семьей, он и принимал нашу далеко не тихую компанию, несмотря на то, что мы нарушали привычный размеренный ритм сельской жизни.
В памяти нынешних выпускников до сих пор сохранились воспоминания о том дне, когда о. Димитрий показывал им храм и знакомил с его историей. Завершив свой рассказ, он сказал: «Сейчас я произнесу «раз, два, три» и вы услышите звон колоколов». Так и случилось.
Удивлялись все, в том числе и сам о.Димитрий, который не ожидал, что Екатерина Анатольевна с Татьяной Геннадьевной успеют вовремя.


РОЖДЕСТВЕНО 2001.

В 2001 году мы посмотрели и новые места, а главное – познакомились новыми интереснейшими людьми.
Третий класс был в летнем лагере в с. Рождествено, жили в школе, спали в классах на пенках и спальниках, сами приносили воду из колодца, сами готовили еду, сами мыли посуду. Сами ухаживали за зверями, которых непонятным образом привезли с собой из города. Собственно, зверь был один, домашний. Это был хомячок, которого Максим У. подарил Жене. Хомячка не раз теряли, но каждый раз находили. После того, как хомячка очередной раз нашли на картофельном поле, все так возрадовались, что вечером вокально – инструментальная группа во главе с Олегом Быстрецких создала легендарную композицию под названием «Спи, хомячок, спи…», которая стала лагерным хитом.
Кроме одного домашнего зверя, было еще много других, диких. С ними мы под одной крышей не жили, но все же нам удалось кое-кого из них увидеть. В очередное хмурое утро (впрочем, погода никого не смущала) к школе подъехал на машине Дмитрий Альбертович и пригласил всех садиться. Мы не заставили себя долго ждать и вскоре машина уже ехала без всяких дорог, по местам, где до этого явно не катилась шина машины (если это, конечно, не была машина Дмитрия Альбертовича). Живой музей под открытым небом: чибисы с птенцами, уводящие малышей от нашей машины; седой лунь, ласточкино гнездо под мостом, следы кабана на лесной тропе, огромные деревья, на которых не так давно гнездились беркуты, бобровые хатки и много еще всякого.
Музей-то живой, экспозиция меняется каждую секунду!


КУВШИНОВО

Предыстория: разные люди в разное время с любовью рассказывали мне о священнике, художнике, иконописце, интересном рассказчике и просто жизнерадостном человеке о. Анатолии Волгине.
Все это мне вспомнилось, когда «поздним вечером ранней весной» я поняла, что не за горами то время, когда можно будет куда-то ехать. А куда куда-то?- Найти место для детского лагеря – дело непростое После долгих и мучительных раздумий решила позвонить о.Анатолию. Звоню, объясняю, кто я и какова цель моего звонка, о. Анатолий терпеливо выслушивает.
о. Анатолий а Вы не могли бы нас принять в количестве 15 человек? – спрашиваю и понимаю, что редкий человек согласиться на такое.
- Давайте попробуем, - добродушно отвечает батюшка.
Так мы поехали в гости к о. Анатолию Волгину в Кувшиново, в деревню Васильково.
О.Анатолий, Надежда и Александр (ныне о.Александр) встретили нас на вокзале в Кувшиново и на приходской машине повезли в Васильково, по пути рассказывая о местных достопримечательностях.
В Васильково нас встретили как родных и подарили нам неделю удивительной жизни, каждый день будто картинка с выставки.


Жилище.

Когда нам показали наш временный приют, сразу стало ясно, что о.Анатолий не понаслышке знает о том, что нужно детям. Разместили нас в колокольне (она стоит отдельно от храма), в специальных комнатках. Мальчики жили на втором этаже, а девочки на первом, можно было ходить к друг другу в гости или просто переговариваться и даже читать вслух. На первом этаже оказалась интересная биолиотека (ее обнаружил Паша П.), в которой немало было и старинных дореволюционных книг, их перелистывали с особым благоговением.


Храм.

Храм св. Николая Чудотворца. В восьмидесятых годах в Васильково жила целая молодежная община москвичей. Они и расписали храм. Территория храма огорожена, вечером горят фонари, и от их света становится уютно;
рядом с храмом - домик батюшки и разные хозяйственные постройки. За храмом – кладбище. Рядом с храмом, под навесом - столы, можно трапезничать на улице. Мы неизменно пользовались этой возможностью.


Подарки.

В один из дней о. Анатолий устроил для нас паломничество в Нило -Столобенскую пустынь, где мы повстречали ребят из нашей школы, которые тоже жили там лагерем.. Они сначала удивлялись, потом радовались, весьма бурно.
Был день, когда Надежда запрягла лошадь, и мы на телеге отправились к погосту, посмотреть часовню, которую построили мастера по проекту о. Анатолия.
Батюшка ехал на машине, а мы всю дорогу управляли нашей одной лошадиной силой, что доставило всем немало радости, Пока кто-то держал поводья, все остальные с не меньшим удовольствием лежали на свежем сене и смотрели в небо или на уходящую вдаль дорогу.
И был день, когда для нас затопили баньку и все радовались березовому духу, и это был первый лагерь, после которого родителям не нужно было отмывать детей дома.
И наконец, был день, когда мы уезжали... кто знает, может, кто-то еще раз окажется в Кувшиново, в деревне Васильково, у о.Анатолия Волгина.


СЕЛИГЕР - 2003.

Второй год на Селигере начался с интервью «Русскому дому». Это эпохальное событие происходило на территории монастыря. Действительно, неподдельный интерес вызывают дети с рюкзаками на плечах, собирающиеся водвориться в монастырскую баню.
Кстати, о бане. Она еще не функционировала, и поэтому там было уютное пристанище для паломников. Любителям острых ощущений впечатлений хватало: согласитесь, страшно просыпаться и видеть над головой кран с холодной водой . Многие до конца лагеря сожалели, что горло крана было вечно пересохшим
А еще запомнилось:
Мне запомнились утренние холода и вечерние костры, и еще катание на лодке.
Дмитриев Илья, 3 класс
В лагере больше всего запомнился
последний костер. Там было очень весело.
И я решила сочинить об этом песенку:

 

На костер собрались вместе,
А-а-а.
Ели йогурт там без ложек.
У- у-у.
И упала вдруг скамейка.
А-а-а.
Кто кому теперь поможет?
У-у-у.
Все было очень романтично,
А-а-а.
Из-за скамейки драматично.

У-у-у.

Кудряшова Любовь, 4 класс

Мне запомнилось то, как мы ехали на автобусе 4 часа. Еще запомнилось то место, где мы жили. Мы жили в бане. Запомнилось, как мы играли в футбол и как трудились.
Ходили на послушание, очищали остров от мусора, таскали кирпичи.
А самое грустное было то, как мы уезжали.

Белов Максим, 4 класс

Мне очень понравилось купаться, кататься на лодке и слушать песни у костра.

Степанов Дима, 1 класс

ПОДРАЖАНИЕ ТАТИБАНА АКЭМИ
"МОИ МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ"

"Как хорошо,
Когда на столе развернув
Редкостный свиток,
Чтенью предашься душой
И созерцанью картин..."

Как хорошо
Было трудиться
В Ниловой пустыни.
Летние радости
Вместе с друзьями.

Вагина Настя

Как хорошо
Сидеть у костра
Вместе с друзьями.
Тогда лишь поймете,
Когда посидите.

Казанцев Федор.

Как хорошо
Увидеть друзей
После долгой разлуки,
Сесть и отдохнуть
За чашкой чая.

Парфенов Павел

Как хорошо
Жить на белом свете,
Радоваться
И грустить
Вместе с другими людьми.

Габаташвили Натела


ПРО НИХ

Просматривая фотографии, яобнаружила интересный снимок . Он был сделан в 1998 году. Именно тогда появилась школа. А в школе появились ОНИ. А может быть, все наоборот: появились ОНИ, и получилось, что есть школа. Размышлять о том, что было сначала, все равно, что пытаться понять, что появилось раньше: курица или яйцо. Оставим этот вопрос философам и вернемся к НИМ.
На снимке ОНИ веселые, улыбаются. Возможно, потому, что гирлянда удалась на славу (на фото часть этой разноцветной ленты мирно возлежит на плечах у каждого из НИХ), а может быть, они догадываются, что пройдет несколько лет, я найду эту фотографию и напишу про НИХ.
Про то, как все начиналось: как ИМ хотелось побыстрее научиться писать по-письменному. Но и в машинки поиграть хотелось не меньше! Поэтому звонки часто бывали «не вовремя». Это сначала, потом стало понятно, что для машинок и прочих радостей жизни существует вторая половина дня, где еще гуляли. Смотрели диафильмы вместе с Галиной Николаевной и мастерили всякие интересные поделки.
В первом классе ОНИ были не прочь вслух почитать, и любителей послушать находилось немало. Чуть попозже другая «волна» пришла. Настя всех «заразила» «Песенкой - азбукой» В.Щукина., и ОНИ раза по 33 в день слушали о 33 родных сестрицах, буквицах то есть. Потом -прыжки через скакалку, затем -скороговорки. Но их, как известно, все не переговоришь, не перевыскороговоришь.
Поэтому иногда просто собирались, чай пили и разговаривали. О чем? Да обо всем. Однажды задумались : чем заняться лет через 10 - 15? Паша собирался освоить парикмахерское искусство или стать футболистом и помочь наконец-то нашей сборной. Маша тоже в то время любила « волосы всякие причесывать». Саша мечтал оказаться в кабине пилота самолета или крановщика. Насте нравилось кататься на трамвае, поэтому профессия кондуктора казалась вполне подходящей. Борис сомневался, что выбрать: стать полицейским или баскетболистом. Даша знала наверняка: станет учителем, потому что «интересно задачки всякие задавать». А Маша В. изобрела уникальную профессию -гоняться за лошадьми. Возможно, в Германии что-нибудь подобное и существует. Если нет, Маша может стать доктором или проводником в поезде.
Такие были разговоры. «Однако, за время пути...» Конечно, все могло измениться, но ведь ОНИ просили написать ПРО НИХ, я и написала ПРО НИХ, когда им было 6-8 лет.

ВЫПУСКНИКИ О ШКОЛЕ

Когда я впервые пришел в школу, то...
...я поехала в первый раз в палаточный лагерь. Еще я помню, что когда я пришла, парты стояли буквой П (Маша К.)

...мне рассказывали, что мне понравились лестницы (Кристина П.)

Больше всего я радовался, когда научился...

...когда научилась писать пером
(Настя К.);

.. .делению столбиком (Паша П.) ...
когда научился читать трудные, в те времена, слова (Борис В.)

Я огорчался, когда...

...когда ушла в отпуск Елена Игоревна (все)

...когда Дима Смирнов пошел в другую школу. (все)

Из ответов на уроке мне запомнился...

...ответ Даши на уроке природоведения во 2 классе, когда она рассказывала про жирафа (Паша П., БорисВ.идр.)

...мне понравился ответ Паши на уроке внеклассного чтения, когда он рассказывал отрывок из повести А.Линдгрен о мальчике, который не мог освободить голову от супницы. (Маша К.)

Мне запомнился рассказ учителя...

...как Павел Сергеевич рассказывал о черных дырах (все)

...когда Ольга Николаевна читала рассказ «Мопс» (Настя К.)

Любимое место в школе...

.. .мой класс, трапезная (все)

...зал. Там красиво и просторно,
можно бегать и прыгать (Настя К.)

...кабинет, где проводятся занятия
клуба (Маша К.)

Я хочу сказать спасибо...

.. .всем, за то, что придумали форму.
.. .Елене Александровне за то, что она устроила таких замечательных учителей.

...Галине Николаевне за то, что она часто выручала меня в разных ситуациях (Маша К.)

...поварам, зато, что они нас так вкусно кормили. (все)

Пожелания...

...пусть школа процветает и растет! Пусть появятся 5 и 6 классы! (все)

РШ-архив

РОЖДЕСТВО

Я в пять часов утра вернулся с ночного богослужения, попил чая с пирогом и лег. Ко мне пришел котенок Семен, и я стал наблюдать за ним. Котенок в рождественскую ночь вел себя очень спокойно. Он сел и смотрел на икону Рождества, потом Семен лег, но продолжал смотреть. Так он пролежал все утро.
Котенок и я радовались Рождеству.

Бондарев Алексей

МАСЛЕНИЦА

Масленица... В этом слове чудится мне что все пекут блины, гуляют. А маленькие дети прыгают вокруг сладких вкусных блинов. А потом все идут в хоровод, поют песни. Пляшут и играют во всякие игры.

Карельская Мария

... что все едят блины вкусные, и что там есть костер, и чай вкусный там есть, и всякие веселые игры, и призы дают, если выиграешь.

Кручинкин Илья

...как моя любимая бабушка хлопочет и угощает всех блинами. А мои подруги и друзья играют во всякие игры, и как мы с девочками играем в «Дударя».

Лебедева Ксения

... как ребята играют «стенка на стенку», как мальчики занимаются с Сергеем Викторовичем борьбой , а девочки водят хоровод и поют песни, и все угощают друг друга блинами.

Вагжанов Никита

ШИПЯЩИЕ ИСТОРИИ
ЛЫЖИ

У лыжника были две подруги. Их звали Лыжи. Лыжи умели ходить. И они ходили в чащу. А в чаще рыжие лисы. Они смотрят, как лыжи чертят ровные линии.

ЕкимоваДарья

ПОДВОДНАЯ ИСТОРИЯ

В чаще водорослей старая щука, щурясь, читала щуряткам Чуковского. Малыши — щурята пищали от души. Старшие щурята, часто моргая, слушали чудесные стихи и ели подводные груши.
Жизнерадостные щупальца осьминога спешили заживо схватить свою добычу. Часовой в жилетке почуял опасность и пропел частушку.
Не вышло побоища. Все остались живы!

Иван и Елена Юрьевна Ивановы


ХРОНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ГОРОДУ

Путешествие первое.

Однажды мы прочитали на уроке книгу о св.прав. Иоанне Кронштадтском.
Было интересно, но появился вопрос, на который ответа в книге не было: есть ли у нас в Твери что-то, связанное с именем св. Иоанна?
На поиски ответа было решено отправиться в путешествие по городу. Вот имена первых путешественников: Максим, Егор, Паша, Даша, Маша, Настя,
Дима, Кристина, Вова. Мы (я и Елена Игоревна) путешествовали в качестве наблюдателей.
После небольшого совещания дети решили искать храм, но предварительно расспросить прохожих. Расспрашивать захотели все, поэтому они посчитались: «Если в сыре много дыр...», - и расспрашивать людей пошла Кристина. Но через несколько минут уже все ходили и расспрашивали...
«Когда мы пошли в это путешествие, мы расспрашивали у прохожих, где находится храм св.Иоанна Кронштадтского. И один человек нам сказал, что в этом городе нет такого храма, но зато есть часовня. Мы позвонили знакомым и узнали, как добраться до часовни, потом сели в трамвай и поехали. После этого нам еще надо было пройти пешком. » (Паша П.)

Часовня достаточно древняя, построена в 1912 году в честь 300-летия дома Романовых, это мы уже потом узнали. У Марии оказалась с собой тетрадь путешественника, и она записала всё прямо около часовни.
Вернулись в школу, хотели посмотреть на карте Твери, где мы побывали, и обнаружили, что на ней часовня не отмечена, впрочем, как и другие церкви города.
Мы нарисовали часовню на карте и подумали, что это путешествие, скорее всего, не последнее...

Путешествие второе.

В праздник Сретения мы, 2 «А» и 2 «Б» классы Русской школы, отправились в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Мы чуть-чуть не дошли до троллейбусной остановки, как там остановился троллейбус, так что нам пришлось к нему бежать. Но вы не беспокойтесь, мы на него успели! Проехали пять остановок, а на шестой вышли. Нам надо было еще немало пройти, чтобы добраться до храма.
После службы, где мы исповедовались и причастились, мы вышли на улицу. Там мы решили подкрепиться, достали еду, у кого какая была, поделили на всех, и все оказались сыты.
Мы ждали о. Алексея. Он должен был рассказать нам о храме. Через некоторое время о.Алексей позвал нас в храм. Мы задавали батюшке вопросы, а он на них отвечал.
Потом мы поехали в школу. Анастасия Сергеевна испекла к нашему приходу большой пирог. Мы очень проголодались и быстро его съели.
Так закончилось второе путешествие.

(Маша К., Максим У)

Путешествие третье

Я проснулся и вспомнил, что сегодня праздник Благовещения. У меня аж голова закружилась! Я оделся, и мы поехали с мамой и Агнией в храм. Когда мы приехали в Вознесенский собор, я нашел там Ольгу Николаевну и весь мой класс.
После службы мы, как нам обещали, пошли в поход. Сначала мы зашли в кафе «Сласти у моста», там, пока мы пили чай, мы познакомились с дяденькой. Его звали Владимир.
У нас была задача - найти памятник человеку, который совершил хождение за три моря. За памятником — храм, надо узнать, как он называется.
В этом храме работает мама Елены Игоревны. Это Воскресенский храм, и мы его нашли!

(Максим У.)

БУДУЩЕЕ ШКОЛЫ

Дети говорят...

Оля (3 года): «Я губы намазала помадой, чтобы они проветрились» (не обветрились)
Дети одеваются на прогулку. Оля (3,5 года) требует: «Лера, одень меня!»
Лера (4 года) возмущенно: «Сама себя воспитывай - я маленьким помогаю!»

Воспитатель:
«Сегодня у нас понедельник»
Саша (4 года):вздыхает: «Да-а, началась рабочая жизнь».

Женя (4 года) говорит воспитателю перед сном
«Есть океан, который называется «Тихий океан».
Дети (Оля и Кирилл): «Я знаю громкий океан».

Саша(4 года): «Видишь, какой я
большой жених - сам одеваюсь, скоро в школу пойду»

Во время обеда Аня (3 года, 4 месяца):
«Оля, я тебя еще не порадовала, я еще не все съела».

Максим (5 лет) говорит Насте (17 лет): «У тебя глаза цвета Атлантики».

Л ера (4 года): «Дед Мороз живет там, где живут северные котики».

Женя (4 года) говорит воспитателю перед сном: «У тебя руки холодные. Нет
что ли вентилятора? (обогревателя). Ну ладно. Я возьму у мамы денежку и тебе куплю».

Максим (5 лет) разговаривает с Таней. Таня ему: «Одевай варежки».
Максим: «Не надо мне никаких
к варежек, я босиком пришел».

 

Смотрите информацию ноутбуки у нас на сайте.